Причины возникновения
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это психическое расстройство, которое проявляется трудностями с концентрацией внимания, повышенной подвижностью и импульсивностью. Люди отвлекаются на разные стимулы, не могут довести дела до конца, действуют без обдумывания последствий, испытывают проблемы с организацией пространства и планированием времени. Заболевание обычно начинается в детстве и может продолжаться у взрослых, вызывая трудности в учебе, работе и личной жизни. Причины до конца не изучены, но считается, что они связаны с наследственностью, нейробиологическими факторами, воздействием окружающей среды:
- Генетические. Патология относится к числу наследуемых, часто встречается у детей, чьи родители имели или имеют синдром в анамнезе. В генах происходят мутации, связанные с выработкой дофамина и серотонина, влияющих на функции мозга.
- Биологические. Болезнь может развиться под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности, родов и во младенчестве. Это употребление алкоголя, наркотиков, гипоксия, инфекции, травмы, недоношенность.
- Психосоциальные. Патология может быть связана с неблагоприятным семейным и социальным окружением: стресс, конфликты, насилие, развод, недостаток внимания.
- Токсические. К развитию синдрома приводит избыток или дефицит салицилатов, ароматизаторов, свинца, жирных кислот омега-3, железа, магния, фолиевой кислоты.
- СДВГ и синдром дефицита внимания (СДВ) — это два разных, но связанных психических расстройства, которые характеризуются трудностями с концентрацией внимания, организацией и планированием. Первый включает в себя симптомы повышенной подвижности и импульсивности, которые отсутствуют у СДВ.
- Причины развития общие — генетические, биологические, психосоциальные и токсические факторы, влияющие на работу мозга, особенно на синтез дофамина и серотонина. Однако эти синдромы протекают по-разному.
СДВГ встречается примерно у 5 – 15% детей, а СДВ — у 1 – 5%. Первый чаще диагностируется у мальчиков, а второй — у девочек. Синдром с гиперактивностью часто сопровождается оппозиционно-вызывающим, кондуктивным расстройством, аутизмом. СДВ связан с депрессией, тревожностью, низкой самооценкой. Оба синдрома могут сохраняться у взрослых, но симптомы меняются или уменьшаются.
СДВГ у детей
Расстройство проявляется трудностями с концентрацией внимания, повышенной подвижностью и импульсивностью. Дети часто отвлекаются на разные стимулы, испытывают проблемы с организацией и планированием.
Симптомы СДВГ у детей:
- Невнимательность. Детям трудно сосредоточиться на одном задании, они часто переключаются с одной деятельности на другую, забывают детали, теряют вещи, не слушают инструкций, делают ошибки из-за невнимательности, не могут организовать свое время и пространство, легко отвлекаются на посторонние звуки, движения, мысли.
- Гиперактивность. Дети проявляют повышенную двигательную активность, не могут сидеть спокойно, постоянно вертятся, машут руками и ногами, встают с места в классе, бегают, прыгают, шумят, говорят слишком громко и быстро, не могут играть тихо, часто вмешиваются в чужие дела.
- Импульсивность. Дети действуют без обдумывания последствий, не могут контролировать свои эмоции и желания, часто перебивают других, не дожидаясь своей очереди, отвечают на вопросы, не дослушав их до конца, не могут подождать, когда им что-то дадут, реагируют агрессивно на критику, не сдерживают комментарии, не учитывают чувства и мнения других.
Синдром дефицита внимания у детей, сопровождающийся гиперактивностью, — не приговор, а особенность развития, требующая внимания и поддержки со стороны родителей, учителей и специалистов. С помощью комплексного лечения, включающего медикаментозную терапию, психотерапию, образование и изменения образа жизни, удается значительно улучшить качество жизни детей и помочь им реализовать свой потенциал.
СДВГ у взрослых
Расстройство характеризуется проблемами с концентрацией внимания, чрезмерной двигательной активностью и импульсивным поведением. Оно мешает человеку успешно учиться, работать, общаться и строить отношения.
Симптомы СДВГ у взрослых:
- халатность и недостаток внимания к деталям;
- стремление постоянно браться за новые задачи и неспособность доводить их до конца;
- плохие организационные навыки;
- неспособность концентрироваться и расставлять приоритеты;
- постоянная потеря вещей;
- беспокойство и раздражительность;
- неспособность молчать, стремление к болтовне;
- неспособность дать чёткий ответ, склонность перебивать других;
- перепады настроения, вспыльчивость и импульсивность;
- неспособность справиться со стрессом;
- крайнее нетерпение;
- склонность к риску без опасений о себе и других, например, опасное вождение.
Синдром у взрослых может привести к серьёзным последствиям:
- низкая самооценка и депрессия;
- финансовые трудности и безработица;
- проблемы с образованием и карьерой;
- проблемы с законом и злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- дорожные происшествия и несчастные случаи;
- неудовлетворительные и нестабильные отношения;
- разводы и одиночество.
Симптоматика
Общие признаки СДВГ следующие:
- Невнимательность — неспособность концентрироваться на одной задаче, постоянная отвлекаемость на внешние стимулы, небрежность и ошибки в выполнении работы, забывчивость и потеря вещей, проблемы с планированием и организацией.
- Гиперактивность — чрезмерная двигательная активность, проявляющаяся в беспокойстве, мотании, верчении, неумении сидеть спокойно, частой смене позы, бегании и лазании в неподходящих ситуациях.
- Импульсивность — неспособность контролировать свои импульсы, проявляющаяся в необдуманных и рискованных действиях, перебивании и вмешательстве в разговоры, неумении ждать своей очереди, непослушании и противоречии.
Заболевание вызывает трудности в учёбе, работе, общении и личной жизни. Поэтому важно обратить внимание на эти признаки и своевременно обратиться к специалисту за диагностикой и лечением.
Диагностика
Синдром диагностируют с помощью различных методов:
- Клинические критерии DSM-V. Это руководство по психическим расстройствам, которое содержит подробные описания признаков: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Диагноз ставится, если присутствуют шесть и более признаков из перечня, которые наблюдаются у ребенка не менее шести месяцев и проявляются во всех ситуациях.
- Психологическое тестирование. Это комплекс психометрических тестов, позволяющих оценить уровень внимания, памяти, мышления, моторики, эмоционального состояния и социальной адаптации ребенка. Наиболее распространенные тесты: шкала Коннера, опросник Вандербильта, тест Струпа, тест на отслеживание движущихся объектов.
- Электроэнцефалография. Это метод исследования биоэлектрической активности мозга, позволяющий выявить нарушения в работе нейронов. С помощью ЭЭГ определяется уровень альфа- и бета-ритмов, наличие аномальных волн (тета- и дельта-ритмы), свидетельствующих о снижении внимания и гиперактивности.